DonRegion.RU > Ольга Борзова – о новых формах социального патроната

Ольга Борзова – о новых формах социального патроната


28.09.12 | 13:51

Заместитель председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы РФ Ольга Борзова комментирует проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» 

- Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» (далее - законопроект) направлен на совершенствование законодательства в части обеспечения эффективной организации работы органов опеки и попечительства по раннему выявлению семей с детьми, находящихся в кризисной ситуации, защите прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранению ребенку его родной семьи.

Основная идея изменений, которые вносятся законопроектом в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», заключается в совершенствовании механизмов обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье и предотвращении утраты родительского попечения детьми, проживающими в семьях, находящихся в социально опасном положении.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за ребенка, оказавшегося в социально опасном положении, могут отвечать различные организации (органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения), а органы опеки и попечительства подключаются только в момент изъятия ребенка из семьи, когда исправить ситуацию чрезвычайно сложно или практически невозможно.

В результате значительная категория детей, находящихся в семье, которая нуждается в профилактической помощи с целью сохранения ребенку его родителей (родителя), остается без необходимой поддержки государства, вследствие чего увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с этим законопроект вводит новую форму индивидуальной профилактической работы с ребенком, проживающим в семье, находящейся в социально опасном положении, и его родителями (законными представителями), осуществляемой органами опеки и попечительства, - социальный патронат.

Социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства в случае, если по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего установлено, что родители или иные законные представители несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение.

Поскольку социальный патронат представляет собой определенное вмешательство в дела семьи, его осуществление будет возможно только с согласия родителей (законных представителей) и с учетом мнения несовершеннолетнего ребенка, достигшего 10-летнего возраста.

Отличие социального патроната от деятельности, которую ведут в настоящее время учреждения органов социальной защиты населения, состоит в том, что не ребенок «механически» перемещается в учреждение, в которое он помещается под надзор, а специалисты, в помощи которых нуждается ребенок и (или) его родители (родитель), получают право и возможность при наличии решения органа опеки и попечительства о необходимости назначения социального патроната проводить реабилитационную работу с проблемной семьей с целью изменения ситуации и предотвращения изъятия из нее ребенка.

С целью реализации органами опеки и попечительства социального патроната планируется проведение следующих мероприятий:

- проведение социально-психологической диагностики родителей и других членов семьи;

- предоставление социальной и социально-психологической помощи родителям и другим членам семьи;

- предоставление комплексной социально-педагогической и медико-психологической помощи ребенку;

- регулярные посещения семьи по составленному органом опеки и попечительства плану;

- проведение индивидуальной и групповой работы с родителями, направленной на повышение «родительской компетентности» и развитие навыков позитивного воспитания ребенка, на преодоление травматического опыта и посттравматических состояний, профилактику зависимостей;

- предоставление необходимой материальной помощи в период преодоления кризисной ситуации в семье;

- правовое сопровождение семьи в случае необходимости защиты жилищных и иных прав ребенка в процессе решения споров по воспитанию ребенка.

Количество ежегодно выявляемых семей, в которых родители действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни и здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию, следствием чего становится лишение родителей родительских прав или ограничение их в родительских правах, в различных субъектах Российской Федерации варьируется и составляет от нескольких десятков до 2 тысяч и более (в среднем до 1000 семей в субъекте Российской Федерации).      

Именно эти семьи являются приоритетным объектом индивидуальной профилактической работы в форме социального патроната.

Напомним, что только в 2009 году было лишено родительских прав 62 305 родителей, ограничено в родительских правах 6 049 человек. Введение социального патроната позволит резко уменьшить этот показатель.


Информация
Вернуться назад